churma
Автор благодарит алфавит за предоставленные буквы. (с)
В юбилейные даты писателей принято петь хвалебные песни юбилярам: "О! Он был великим писателем…"."Как ловко он выхватывал суть...". Но я не пойду по традиционному пути. К Достоевскому я всегда относилась неоднозначно. Безусловно, его труды заслуживают внимания, но многие читатели готовы признать, что очень сложно читать Достоевского и очень тягостное впечатление оставляют его романы.
Для объективной оценки творчества писателя я решила обратиться к мнению авторитетных читателей.

Антуан де Сент-Экзюпери открыл для себя Федор Достоевского еще в юности :

"В пятнадцать лет я напал на Достоевского, и это было для меня истинным откровением: я сразу почувствовал, что прикоснулся к чему-то огромному, и бросился читать все, что он написал, книгу за книгой, как до того читал Бальзака."


Габриэль Гарсия Маркес неоднократно упоминал Достоевского в своих интервью:

"Достоевским я зачитывался, даже в очень плохих переводах. Позднее я прочитал его по-французски, на французский его переводили русские, их переводы были гораздо лучше испанских.

Я думаю, что для любого писателя в мире русские романисты — основа основ..."


Многие современные писатели зачитываются Достоевским. Вот что говорит о нем Харуки Муруками:

"Моя цель – "Братья Карамазовы". Написать что-то подобное – вот пик, вершина. "Карамазовых" я прочел в возрасте 14-15 лет и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моем представлении это идеальное произведение. "

Альберт Эйнштейн почти боготворил Достоевского:

"Достоевский дал мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!"

А Гаусс дал Эйнштейну как ученому очень многое.

"Мне нет надобности заниматься для этого литературным анализом или исследовать какие-нибудь психологические тонкости — ведь все равно все подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как "Братья Карамазовы»"

В своей книги "Праздник, который всегда с тобой" отдает дань Достоевскому и Эрнест Хемингуэй:

"У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам,- слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого."

Но в дальнейшем разговоре со своим другом он признается:

"Я все думаю о Достоевском,- сказал я.- Как может человек писать так плохо, так невероятно плохо, и так сильно на тебя воздействовать?"
И далее: "Достоевского перечитывать нельзя. Когда в Шрунсе мы остались без книг, у меня с собой было "Преступление и наказание", и все-таки я не смог его перечитать, хотя читать было нечего. Я читал австрийские газеты и занимался немецким, пока мы не обнаружили какой-то роман Троллопа в издании Таухница."

Неоднозначная оценка, не правда ли?

А вот совершенно однозначную оценку творчества писателя дает Владимир Набоков в своих лекциях по русской литературе:

"Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей. <...>

Во мне слишком мало от академического профессора, чтобы преподавать то, что мне не нравится. Не скрою, мне страстно хочется Достоевского развенчать. Но я отдаю себе отчет в том, что рядовой читатель будет смущен приведенными доводами.<...>

Следует отличать «сентиментальность» от «чувствительности». Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким. Так вот, когда мы говорим о сентименталистах – о Ричардсоне, Руссо, Достоевском, - мы имеем в виду неоправданное раздувание самых обычных чувств, автоматически вызывающее в читателе естественное сострадание.
Именно к сентиментализму восходит конфликт, который он так любил: поставить героя в унизительное положение и извлечь из него максимум сострадания."

Отзывы Путина, Медведева, Марка Захарова и других можно прочитать на нашем сайте Rekomeda.ru.

Подведем итог. Трудно объективно оценить творчество писателя. Прочтя хотя бы один роман Достоевского, каждый человек решает сам для себя, близко ему это или нет.
В одном, я думаю, согласится со мной большинство. Достоевский внес огромный вклад в русскую литературу.